вівторок, 24 січня 2017 р.

Урок литературного чтения Н.Н.Носов "Как Незнайка сочинял стихи"

                                        Урок чтения в 3-Б классе


               Тема урока:
Н.Н.Носов "Как Незнайка сочинял стихи"(отрывок из книги "Приключения Незнайки и его друзей"
Цель: ознакомить учащихся с творчеством Н. Носова; ознакомить с произведением; учить осознанному и выразительному чтению, работать с текстом, работать над совершенствованием навыков чтения; развивать диалогическую и монологическую речь учащихся, обогащать их словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора; воспитывать культуру речи, уважительное отношение к товарищам.

                Тип: урок изучения нового материала.

                                               Ход урока.
I. Организационный момент . 
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
На уроке ты не прячься
Быстро руку поднимай.
Все,что знаешь по вопросу
Смело,ловко отвечай.
Наш урок начать пора,
Прочтем девиз наш,детвора.
ТАМ,ГДЕ ЕСТЬ ТРУД БУДЕТ УСПЕХ.
II. Мотивация учебной деятельности.
На свете есть волшебная страна.
Детей и взрослых так манит она!
Герои разных книжек здесь живут.
И нас сегодня в гости они ждут.
-В какой стране мы оказались?
-Кто в ней живет?(Авторы,читатели,герои)
-Почему так  важно каждый день путешествовать по этой стране?
Чтение-лучшее учение.Учимся размышлять,фантазировать...)
III. Сообщение темы и цели урока.
-Героем сегодняшнего урока будет один сказочный персонаж, которого вы отгадаете, прослушав мою загадку.
1. Работа над загадкой.
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он? Быстро отгадай - ка!
Как зовут его?.../ Незнайка

- Тема нашего урока Н.Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи» 
2.Беседа
- Встречались ли вы с этим героем? Откуда знаком вам этот персонаж? (Читали книги, смотрели м\ф)
— Что вы о нем знаете?
Наш урок будет посвящен знакомству с отрывком из повести-сказки «Как Незнайка сочинял стихи» известного детского писателя Николая Николаевича Носова, а также историей его жизни и творчества.

IV. Восприятие и осознание нового материала

1. Беседа о писателе.
Выступление группы  "Эксперты"(заранее подготовленные дети)
- Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок.

-В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов- сказок о сказочных человечках «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам.
-Обратите внимание на нашу выставку книг. Если вы захотите их прочитать, обратитесь в библиотеку или к своим одноклассникам.
По произведениям Н.Н.Носова создано много мультипликационных фильмов.
Перед вами разные издательства книги «Приключение Незнайки и его друзей»
Эта книга состоит из нескольких глав. С одной из них мы сегодня познакомимся.
Николай Носов придумал Незнайку и поселил его вместе с другими коротышками в Цветочном городе.
 2.Словарная работа.
Перед чтением отрывка из произведения "Как Незнайка сочинял стихи",заранее подготовленные дети из группы "Объяснялки" проведут словарную работу.
Авоська- разговорное название сетки, сетчатой, сплетённой из
верёвки хозяйственной сумки, используемой преимущественно для
посещения магазинов. В сложенном виде авоська занимает очень мало места…
Издевательство - злая насмешка, оскорбление, а также оскорбительный поступок, поведение по отношению к кому-нибудь, чему-нибудь.
Дразнилки- вид детского фольклора: прибаутки, стишки, песенки, в которых предметом вышучивания, безобидного осмеяния и иногда издевки являются имена ("Федя-медя, Съел медведя"), физические недостатки и внешность.
Рифма- однозвучие конечных слогов.
3.Чтение произведения  и беседа по содержанию.
(Хорошо читающие дети читают по ролям,учитель -слова автора.)
-Какое настроение у вас после прочтения отрывка из сказки?
-Покажи свои эмоции. 
-В каком городе жили коротышки?
-Кто учил Незнайку сочинять стихи?
-Кем еще пытался стать Незнайка?
-Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах?

-Почему у него не получалось?
- Как вы думаете, действительно просто сочинять стихи?
-Что главное для поэта по мнению Цветика?
- Что такое способности?
-Понравились ли эти стихи друзьям Незнайки? 
-Почему не понравились?
-Кому были посвящены первые стихи?
-Вам понравились стихи?
-Получалась у Незнайки рифма?
-Удачными ли были его стихотворения о друзьях?
-Почему,ведь в них есть рифма?
--А вы бы обиделись ,если бы вам Незнайка посвятил стихи?

V. Физминутка 
1.Наш Незнайка потянулся
Руки в боки и нагнулся.
Встал,присел и снова встал.
На носочки встал легонько
Попрыгал 5 раз тихонько
Наклонился,потянулся
Повернулся,улыбнулся
И опять к себе вернулся.
2.Офтальмологические тренажеры.
VI. Закрепление и осмысление знаний.
- Достаточно ли рифмы, чтобы писать стихи?
( Нужно ещё, чтобы был смысл).
- Мы сейчас тоже попробуем сочинить рифмы к словам
Наш герой упражнялся в сочинении стихов, но его стихи не принесли ему славы. 
1.Игра в рифмы.
Давайте поможем Незнайке составить стихотворные строки.
1. Улетел орёл домой,
Солнце скрылось под … горой.
2. Мы делили апельсин,
Много нас, а он … один.
3. Доедая с маслом булку,
Братья шли по … переулку.
4. Шевелились у цветка,
Все четыре… лепестка.
5. В небе плыли облака,
Под горой … текла река.
6. На болоте стоит пень,
Обойти его мне … лень.
7. Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках … снегири.
8. На полянку вышел зайка.
Видит – там синичек … стайка.
Он открыл свою шкатулку,
Дал синицам с маком… булку.
- Может ли каждый писать стихи?
(Нет. У человека должен быть талант, особое чутьё, чувство ритма, рифмы…).
2. Коллективная работа над пословицами.
Выберите из предложенных пословиц  наиболее подходящую к прочитанному произведению
Мало хотеть, надо уметь.
Хвастать - не косить, спина не болит.
Одно дело делаешь - другого не порть.
И готово, да бестолково.
Плохая шутка до добра не доведёт.
Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.
3. Обобщающая беседа.
- Ребята, а каково ваше отношение к Незнайке? Кому он нравится?
- Как сам Носов относится к Незнайке?
- Хорошо или плохо закончился отрывок из сказки?
- Что бы вы посоветовали Незнайке?
( Чтобы быть поэтом, художником, музыкантом, надо учиться наблюдательности, трудолюбию, понимать важность приобретения знаний. Нельзя обманывать, дразниться, надо дружить.)
- Как же помочь человеку, если он ошибся? Какие выводы вы сделали для себя?
(Нужно поверить в него, не дразнить. С ним надо обращаться уважительно. А дразнить – это плохо. Он обозлится и начнет вести себя еще хуже. Если же его пожалеть, то он сильнее почувствует свою вину и скорее исправится)
4. Лексическая работа
- Да. Вот он какой, Незнайка! Разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно похожий на любого (совсем даже не сказочного, а реального) мальчишку.
- А знаете ли вы, что у Незнайки был прототип?
(Прототип – первоначальный образец, прообраз, действительное лицо как источник для литературного образа). Толковый словарь
5. Дополнение
-Поговаривают, например, что Незнайка буквально срисован с сына Н.Н.Носова — Петра. И волосы у него были вьющиеся, непослушные. И по характеру он — непоседа. При своём небольшом росте Пётр в детстве прекрасно играл в волейбол и баскетбол, потому что был прыгучий, как мячик.
6.Выступление заранее подготовленного ученика,группа "Эксперты". 
-Коротышки не раз говорили, что Незнайка — мастер присочинить. А этот дар у него, несомненно, от самого Николая Николаевича Носова. Незнайка имеет пристрастие к вызывающе ярким тонам в одежде, к шляпам с широкими полями. На одной из самых удачных фотографий-писатель как раз в шикарной шляпе. И сразу видно, он с ней — единое и неразрывное целое. А взять другую фотографию, и сходство будет просто разительным. На ней у маленького Носова глаза огромные, совершенно круглые и ясные, просто те самые глаза, которыми Незнайка смотрит на нас с любой страницы его трилогии.
7.Работа группах.
Составить синквейн к словам:
1.Поэт.                                                             1.Друг.
2.Талантливый,известный.                            2.Лучший,надежный.
3.Думает,сочиняет.                                         3.Дружить,общаться.
4.Интересно читать.                                        4.Не имей сто рублей,а имей сто                                                                                                                   друзей.
5.Много читаешь-много знаешь.                       5.Верность.


Работа с рифмой.
Бочка-кочка,качка...
Тучка-кучка,Жучка...
Мишка-крышка,шишка...
Палка-галка,выручалка...
Печка-свечка,человечка...
Ручьи-соловьи,воробьи...
Карта-парта,варта...

VII.Обобщение материала.
 В нашей сказке  Незнайка,был поэтом,а я предлагаю вам стать Незнайкой-корреспондентом и взять интервью у своих товарищей о прочитанном  произведении.У кого окажется шляпа Незнайки,тот говорит вопрос.(Кто автор произведения? Чему нас учит эта сказка? Что бы вы посоветовали Незнайке?)

VIII. Итог урока . Рефлексия.
С каким настроением заканчиваем урок? Давайте на прощание нашему герою скажем напутственное слово и создадим тропинку советов и цветов,ведь Незнайка жил в Цветочном городе .

IX. Домашнее задание.

Попробуйте дома сочинить стихотворение о нашем герое и нарисовать его.








Немає коментарів:

Дописати коментар